8 (928) 622-64-74
сеть частных детских садов
  • Главная
  • Преодоление трудностей адаптационного периода
Преодоление трудностей адаптационного периода

     Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, у ребёнка образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

     В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.

К таким нарушениям относят:

 нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание);
 нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
 меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются);
 повышение температуры тела;
 изменения характера стула;
 нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.).

     Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже.

    Ниже приведена информация, следуя которой родители и воспитатели сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным. Итак, что должны знать и уметь родители:
   

    Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.

  Положительный настрой родителей. Преподнесите ребенку представление о садике, как о красивом доме, куда мамы и папы приводят своих детей, чтобы они познакомились и подружились с другими детками, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.

  В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.

  Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.

    Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.
   

    Первая неделя проходит очень эмоционально для ребенка. Возможно, Вам покажется, что поведение ребенка внезапно меняется - он становится более капризным, по вечерам Вас могут ждать неожиданные истерики по поводу и без повода, скандалы, сопровождающиеся криком, плачем, швырянием предметов и валянием на полу. Некоторые родители могут прийти в настоящий ужас при виде такой резкой перемены и обвинить в ней садик.
   

    Причин же может быть несколько. Во-первых, наука общения со сверстниками - стресс для ребенка. Детский коллектив имеет свои законы. Рано или поздно ваш малыш должен столкнуться с трудностями и научиться их преодолевать. Здесь ему не поможет опыт родителей. Во-вторых, в окружении других людей ребенок учится сдерживать свои эмоции, так что выплескиваются они в накопленном состоянии вечером на головы родителей.
   

    Как бы хорошо ни был малыш подготовлен к детскому садику, на первых порах он будет перегружен впечатлениями и уставать к вечеру. В этот период нужно максимально бережно относиться к ребенку. Особое внимание обратите на организацию полноценного отдыха. Не стоит водить его в гости, поздно возвращаться домой, принимать у себя друзей. Задача родителей состоит в том, чтобы создать дома спокойную обстановку. После возвращения домой предоставить ребенку возможность позаниматься тихими играми: ему надо успокоиться, а возможно, даже побыть наедине с собой.
   

    Адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до 2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. С Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.